К моменту написания поста я успела почитать рассуждения более расторопных коллег-блогеров. Что меня царапнуло во многих рассуждениях, так это фраза "престижный человек”, и я закопалась в словари.
Престиж — (от фр. prestige авторитет, влияние) мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. (Краткий психологический словарь.)
Это определение мне показалось самым точным и понятным. Есть в русском языке такие пары слов, которые на первый взгляд и могут составлять фразеологическое сочетание, но на самом деле их такое употребление является семантической ошибкой. Это как нельзя сказать "время спешит” (спешить могут часы), "дорогие цены” (цены могут быть высокими, но не дорогими), "высокие скидки” (скидки бывают большие, а не высокие). Сюда же и относится "престижный человек” - престижным может быть автомобиль или работа - это его материальные и нематериальные достижения, но никак не сам человек. Даже "друг” может быть престижным, в том плане, что дружить с этим человеком престижно. Поясню на конкретном примере. По многим дневникам начали "склонять” Mist (вот она - слава !). Так вот, "дружить с Мист - престижно” - верно; "быть ловцом, как Мист, престижно” - да, но говорить, что "Мист - престижный игрок” - семантически неверно.
Теперь что касается Мирачар. Ведь Мирчар - во многом социальная игра - не просто игра с самим собой, а неизбежное общение. Даже если вы не сидите в чате или на форуме, не оставляете комментарии к новостям, не переписываетесь через стену или личные сообщения, вы неизбежно взаимодействуете с сообществом игры через рынок, чтение новостей (а иначе вы не играете - вы просто зарегистрированы). И сообщество игры, как любая общественная формация, определяет одни материальные (игровые предметы, валюту) и нематериальные (поведение, конкретные действия) ценности как значимые, другие - как незначимые, третьи - как вовсе несущие отрицательную окраску. (последнее в большей степени относится к поведению).
Что именно является престижным в игре для всех (а не только для девочек) Мирчар? Почему-то материальные ценности - дорогие и модные вещи - ставятся в первую очередь. Но задумавшись над конкретными примерами, я поняла, что из предметов, заслуг, характеристик можно составлять цепочки:
* иметь дорогие и модные вещи - престижно (почему) -> человек работал, чтобы ему заплатили, проявлял значимые качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, ловкость, фантазию, настойчивость, эрудицию.Почему эти качества значимы (социально-значимы)? Потому что издревле эти качества помогали обществу выжить, и мы, как типичные дети своего общества, наследуем его систему ценностей.
* обладать трофеем - престижно (почему) -> трофей нельзя купить, можно заслужить, проявив значимые качества: и дальше по тексту.
С одно стороны видно, что материальные ценности - все-таки не суть престижа, качества человека - приоритетнее. С другой стороны, эти два глобальных пункта - универсальны, они также являются мерой престижа в реальном обществе. Но в Мирчар, на мой взгляд есть еще одна группа - это группа поведенческих особенностей, вполне определенные действия, совершая которые, игрок поднимает свой престиж.
Заботится о собственных питомцах, не обделять вниманием соседских - престижно, выполнять общественно-полезную работу (модераторы и смотрители) - престижно, вести блоги и быть в команде фан-сайта, помогать новичкам или участвовать в Творении Мирачар. В реальном обществе это не то чтобы совсем отсутствует, но как-то занижено.