Что такое игрушка? Предмет, предназначенный для игры. А что такое развивающая игрушка? Предмет, способствующий развитию ребёнка в процессе её использования.
С одной стороны, развивающей можно считать практически любую игрушку. По крайней мере, когда речь идёт об игрушках в игре Мирчар. Каждый предмет, каждая игрушка обладают огромным познавательным и развивающим потенциалом, если хорошо подумать о том, как именно их можно использовать - вариантов-то не счесть.
С другой стороны, есть среди мирчаровских игрушек и опасные (Бенгальские огни, Взрывоопасный мяч и др.), и вызывающие сомнения в том, что это детские игрушки (Волшебный шар-восьмерка, Кукла вуду, Гадальные камушки и другие предметы, связанные с магией и оккультизмом).
Прогулявшись по магазинам игрушек, я изучила ассортимент и попыталась найти что-то общее в группе товаров, называемых "развивающими игрушками". Как правило, это определение применяют к группе игрушек, не имеющих четко обозначенной функции применения. Они не состоят из какой-то одной детали или группы деталей, образующих единую форму, а как раз наоборот, включают в себя множество выступов и выемок, частей самых разных форм, размеров и окрасок. Детали хотя бы немного, но отличаются друг от друга. Ребёнок сам решает, как и где использовать эту игрушку.
Кто-то из деревянного конструктора дом построит - стандартный такой: четыре стены, окошко, дверь и крыша. А кто-то сделает оранжерею для разведения оркидов. А подойдёт ещё один малыш - он из того же самого конструктора выберет кубики, прилепит на них пластилином соломинки-шпаги и поведёт своё войско в бой. А тут ещё один малыш идёт - он вообще ещё кроха, и к ролевым играм пока никакого интереса не проявляет. Ему просто детали конструктора понравились - они яркие, стучат громко и их грызть очень приятно. И для всех четверых конструктор будет развивающей игрушкой.
Ещё одна группа игрушек, относящихся к развивающим, - всевозможные головоломки, паззлы и другие вещи, развивающие внимательность, логику, память, мелкую моторику рук и другие важные для будущего гения навыки. Порой они, в отличие от описанных выше предметов, состоят из однотипных и даже одинаковых составных частей, а целью игры с такой игрушкой является некое состояние, которое сложно получить, но при котором игрушка получает новое гармоничное исполнение.
Да, на примере паззлов можно изучать такие понятия как "ровный-с выемкой-с выступом", "одного цвета-разных цветов", учить считать и выкладывать узоры. Но прямое назначение паззлов - формирование единой картины. И игра получает логическое завершение только тогда, когда игрушку приводят к задуманному виду. А вот алгоритм действий ребёнок определяет сам (ориентируясь на подсказки взрослых или ища свой собственный путь).
Таким образом, моя группа развивающих игрушек, которые у меня не вызвали сомнения в том, что они действительно развивающие, сложилась из четырнадцати предметов. Я не стала включать сюда фигурки из шариков (хотя сам шарик для создания таких фигурок сюда бы вполне подошел) - это уже зафиксированная, собранная форма, которую тоже можно использовать как игрушку, но похожа она будет больше на своих плюшевых собратьев. Это игрушки для игр в больницу, дочки-матери, волшебный зоопарк и т.д. - ролевые игры, где обыгрывают ситуации.
Головоломки, паззлы, несколько волшебных творческих материалов, которые можно использовать как материалы для создания чего-то уникального - вот и всё, что прошло строгий отбор. Казалось бы, немного. Но если учесть, что вариантов исполнения и применения каждая игрушка из этой группы имеет практически бесконечное множество (или, по крайней мере, так много, что суммарное время игры исчисляется очень большими величинами), то получается самый настоящий (с)клад развивающих игрушек, каждая из которых стоит десятка других.
Теперь остаётся самое главное - обеспечив ребёнка игрушками, обеспечить его ещё и общением. С родителями, с другими детьми, со всеми теми, кто будет рад разделить с ребёнком всё удовольствие от игры.