Миручар скоро 4 года. По моему мнению, срок для игры не маленький, но это по моему мнению. Поэтому я решила выяснить, сколько живут компьютерные игры и закопалась в поисковик. Продравшись через горы страниц с "лучшая в жизни игра”, "влияние компьютерных игр на подростка” и даже "хронология развития игр”, я, наконец, нашла что-то более-менее вменяемое. Во всяком случае, статья объясняла, почему одни игры живут столько, а другие - столько..
Точного ответа в годах я не увидела, хотя поняла важную вещь - время жизни игры в первую очередь зависит от ее жанра. Понятно, что игра живет, пока в нее играют. Игру можно пройти один раз - дальше неинтересно (этим грешат типичные квесты, иногда стрелялки). Можно пройти несколько, увеличив уровень сложности (обычно стрелялки и РПГ) или же набрать побольше очков (тайм-менеджеры или "линии”). Можно играть "до посинения” или до выходя следующей версии (симуляторы).
Быстро стало очевидным, что онлайн игры - отдельная плеяда со своими законами, жанрами и, соответственно, своим временем жизни в каждом жанре.
MMORPG живут годами. Самая популярная игра этого жанра Linage II разменяла первый десяток. Я в свое время перебрала кучу mmorpg: какие-то живут и здравствуют, названия других вспомнить не удалось - были и нет.
Онлайн квесты, как и их PC собратья, страдают линейностью сюжета и прохождения, а потому быстро надоедают. Вижу в социалках то одну, то другую.
Симуляторы ухода за питомцем, к которым можно отнести Мирчар в основной массе представлены короткими флешками (о времени жизни флеш-игр вообще говорить не приходится) или "кликалками” на подобие Радужного водопада. Больших многопользовательских проектов в рунете - раз-два и обчелся.
И все-таки, какие этапы в жизни игры (прежде всего онлайн) можно выделить?
0. Разработка. Конечно, "разработка” присутствует не только в онлайн играх и не только в играх. Вообще, в этот этап я объединила все, что предшествует выходу хоть какой-то работоспособной версии. Это и идейная основа игры, концепт-арт, сюжет. Этап, без сомнения, очень важный, именно на нем совершается львиная доля ошибок, которые в состоянии уничтожить игру практически до выхода. Об этапах "игростроя” и типовых ошибках - в статье Алексея Патрашова Компьютерные игры. Мимо вечности в забвение.
1. Альфа-версия. Альфа-версия (включая пре-альфа и прочие пре-) не выходит в широкие массы, тестируется внутри организации-разработчика. На этом этапе вылавливаются самые критические ошибки.
2. Бета-тестинг. Бета-тестирование проводится уже публично, но еще не массово. Во время бета-тестинга выявляется большая часть ошибок, выявляются ошибки совместимости (в частности для онлайн игр - с системами и браузерами) и другие экзотические ошибки.
3. Релиз и становление. Игра выходит в массы. Будем считать, что разработчики хорошо потрудились, релиз не получился "сырым”, не пестрит ошибками и багами. Обычные игры, в общем-то на этом и заканчивают: их ждет следующая Часть или полное закрытие проекта. Но онлайн игры не скованны конечностью сюжета, поэтому для них все только начинается. Я бы отвела на становление 10-12 месяцев. Сообщество игры не велико и там многое "по-домашнему”. Если предполагается активное онлайн взаимодействие игроков, то многие друг друга знают. Игра вырабатывает некие общественные правила - они недокументированны, но обусловлены игровым процессом и психологическими особенностями сообщества (возрастным и гендерным срезами, направленностью игры). Формируются сезонные традиции, возникают мифы (касательно секретов прохождения), появляются Легенды (в смысле легендарные отличившиеся игроки). Если онлайн игра не загнулась в этот срок, то можно говорить о начале следующего этапа.
4. Стагнация. Игра уже развивается плавно, а не рывками. Остов игры окреп, основные функции введены, сюжет потихоньку дописывается и развивается, все катится по рельсам - нужно только подкидывать дрова в топку. Сообщество велико, неизбежно присутствует текучесть - игроки приходят и уходят, кто-то остается. Взаимодействие не развивается дальше текущего момента и даже Кланы не всегда это исправляют. Стагнация может длиться несколько лет, и, если игру не занесет на повороте или она просто не застопорится.
5. Что ждет игру дальше? Некоторые считают, что игра превращается для игрока в дополнительную обузу к реальности. Как бы там ни было, большинству игр до этого ой как далеко.