Верба – это народное название Ивы остролистной. Еще ее называет красноталом. Мне очень нравится это растение – оно зацветает одним из первых, разве что ольха зацветает раньше.
Ива – двудомное растение, то есть она имеет женские и мужские особи. Красиво весной выглядят только мужские экземпляры, радуя нас сначала серебристо-серыми, а потом желтыми душистыми соцветиями. А женские деревья и кусты, увы, имеют совсем невзрачные зеленые сережки.
Верба опыляется ветром и не нуждается в опылении насекомыми, зато для них является лучшим медоносом и настоящим спасением, когда других источников нектара в природе еще нет. Она сразу начинает выпускать свои соцветия, как только хотя бы с неделю продержатся плюсовые температуры. Цветение захватывает самый конец марта, весь апрель, начало мая. Это зависит от погодных условий: чем теплее погода, тем раньше она расцветает.
Верба в религии и миру
Начало цветения вербы часто совпадает с христианским праздником "Вход Господень в Иерусалим". В просторечии же закрепилось его народное название - "Вербное воскресение". Это один из самых радостных и светлых праздников, который отмечается, ровно за неделю до Пасхи, в воскресенье. Поэтому именно верба заменяет христианам пальмовые ветви, которыми иудеи встречали Христа во время Его въезда в город.
В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и они ожидали национального освободителя от иноземного Господства. У израильского народа был обычай встречать въезжающих в город героев войны или царствующих особ пальмовыми ветвями и приветственными криками, также расстилая на дорогу одежду, поэтому Иисуса Христа встречали очень тожественно, как царя, веря в то, что он освободит страну от захватчиков. Иисус же въехал в Иерусалим на осленке. Дело в том, что на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны. Таким образом, Христос показал, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны – "Царство мое не от мира сего" (Ин.,18,36) – как позже сказал Он Пилату.
Вечером, во время праздничного богослужения (Всенощного бдения), молящиеся как бы встречают невидимо грядущаго Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажженные свечи. Во время службы священник читает специальную молитву и окропляет принесенные букетики, которые верующие потом уносят с собой домой. Иногда верба освящается и в воскресное утро, в ходе Литургии, или по окончании богослужения.
Освященные ветки вербы ставят в вазу, кладут или прикрепляют у икон. Хранят их в течение года. Запылившуюся вербу, Троицкие букетики, календарики и газеты с изображением икон, принято не выбрасывать с мусором, а сжигать. Лучше отнести это в храм – там все сожгут на так называемом "чистом огне" (то есть без каких-либо других отходов, как это делается на больших свалках), а пепел выбросят в подходящее место, где его не потопчут люди, а собаки и кошки не нагадят. Так же от букетиков со старой вербой можно избавиться, бросив их в "текучую воду" – то есть речку или озеро. Иногда прутики вербы специально ставят в воду, чтобы они дали корешки. Потом такие вербочки можно высадить в землю. Кстати, в Католической церкви вербы сжигаются после Пасхи, а пеплом от них на следующий год посыпают головы людей, пришедших на богослужение в первый день католического поста (Пепельную среду).
Простой народ верит в особую очистительную силу освященной вербы, и видит в ней спасение от болезней, сглаза, недобрых людей и злых духов. Подобное отношение к вербе легко объяснимо – это растение является сильным, крепким и живучим деревом, которое может произрастать в любой почве.
На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим отмечают с Х столетия, а с XVI века появились торжественные процессии, символизирующие вход Иисуса Христа в столицу Иудеи – так называемые "Шествия на осляти". Осла заменяла лошадь в специальной закрытой попоне, а пальмовые ветви – верба. На осля усаживался патриарх с крестом и Евангелием, а царь или вместе с одним из ближайших бояр вел под уздцы его лошадь, или шел в полном царском облачении впереди, вместо посоха держа в руках пальмовую ветку. Шествия были очень торжественными и многолюдными.
В память о "постилании одежд" иудеями, под ноги процессии бросали ткани, поверх которых укладывали кафтаны и однорядки (виды мужской одежды). После праздника эти вещи, а также денежные вознаграждения и сладости, раздавались участникам. Традиция удержалась до 1693 года. Позже, при Петре I, эти шествия были отменены. В настоящее время в некоторых городах России (в частности, Ростове) возобновляется традиция шествия на осляти с участием местного архиерея.
Верба и Мирчар
Но не все придерживаются церковных традиций, для многих верба остается просто символом начинающейся весны. В Мирчар первым признаком весны стал конкурс красоты, приуроченный к Международному женскому дню. Почти в каждом изображении присутствовала верба. В нашей игре существует ее целых три вида и 4 цвета: "натуральный" (Вербовый кустарник, Вербовые рожки, Вербовая брошь), розовый (Романтичные заросли, рожки и брошь), золотисто-зеленоватый (Золотистая поросль, рожки и опять-таки брошь) и белый (Ветви уходящей зимы, Рожки уходящей зимы и Брошь уходящей зимы). Найти все эти растения можно по тегу Верба.
Постепенно холода сменяются более теплыми, солнечными днями, снег тает, зима начинает сдавать свои позиции а затем весна вступит в свои права и начнется период стремительного цветения. Но пока весна-красна полностью не вступила в свои права, пока солнечных дней все еще мало, пусть нас радуют первые гонцы весны – веточки вербы. Как хорошо, что они есть в Мирчар!