Я снова решила писать о бумажных куклах. И вот когда я сформулировала несколько тезисов, к которым хотела подвести и доказать их, я поняла, что до сих пор относилась к куклам достаточно однобоко. При этом не важно, идёт ли речь об обычных пластиковых 3D версиях или бумажном варианте. И всё же в этой статье я говорю о бумаге, поскольку она более статична (что минус) и проста в обращении (что плюс).
1. Кукла как средство познания мира ребёнком.
Давайте начнём с того, что кукла может выступать как средвто познания мира и часть поло-ролевого воспитания в период, когда основным познавательным видом деятельности индивида является игра - то есть в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это то, ради чего кукла как таковая появилась на свет. Бумажная кукла предполагает верхнюю границу этого возраста, так как требует бережного обращения с одной стороны и гораздо более творческого подхода с другой.
Когда встаёт вопрос о выборе куклы как средства воспитания, можно вспомнить пугающие статьи психологов о вреде современных кукол, и в этом, несомненно, что-то есть. Поэтому подбирать дружную девчачью компанию для дочки лучше максимально критически. Но дети любят всё яркое, хорошо бы блестящее и, конечно, модное - то, что есть у подружки. С последним надо сразу осаживать. Во-первых, "как у подружки" у подружки и поиграешь, а во-вторых, зачем тебе, как у неё? Пусть будет что-то особенное.
Трезво взглянув на предмет, решительно отбросив приглянувшихся лично мне, но попахивающих советским нафталином девочек-подростков из 80-х, я нашла несколько приятных образчиков современного дизайна и полиграфии. Что-то из этого даже валяется у моей. Тут много принцесс в бальных нарядах, но встречаются и повседневная мода и даже мальчиковые куклы. Что хочется отметить в этих конкретных примерах. Сами куклы нарисованы с немного более большой головой в пропорциях 1:5, реже 1:4, но это не вносит диссонанса (хотя, возможно, моё восприятие успело испортится). Скорее это подчёркивает юный возраст изображённых. Ну, хоть без переразмерных бюстов и ног от ушей.
Наборы из серии "наряды + наклейки", открывают дверь в невероятно творческий мир бумажной игры-одевалки. Ещё до того, как ребёнок начнёт рисовать новую одежду сам, он уже может проявить фантазию, украсив наклейками готовые наряды и сделав их уникальными и неповторимыми.
Пожалуй, это естественно, что ребёнок стремится к куклам, изображающим взрослых (или хотя бы подростков, ведь для малышей они тоже взрослые). Таким образом он примеряет незнакомую, но такую привлекательную роль старшего. Бумажные куклы-пупсы как-то не заходят (если не идут в комплекте с куклой-мамой). Хотя вот этот вариант с Лялей одного, двух, трёх, четырёх лет довольно привлекателен, но очевидно, что руководящая роль в такой игре должна принадлежать самой маме, которая покажет, как играть в дочки-матери, как быть мамой.
Ещё один интересный вариант - это румбоксы (roombox), очевидно, бумажные (то есть, картонные). В наборы из серии "Комната для..." входят пол, две стенки и кое-какая мебель. В данных наборах она частично приклеивается к полу/стенам - не потеряется. Также в этих наборах есть кукла-хозяйка; без возможности переодевания, но зато с подставкой. Очень неплохо для творческого начала, понимания форм и развёрток.
Подводя итоги по данной группе, я бы не хотела пускаться в крайности: это рекомендовано, это вредно, это категорически... На мой взгляд, неравнодушный и думающий родитель сам способен определиться. Понятно, что картинка должна быть чёткой, а картон достаточно плотным, хорошо бы заламинировать его, да хотя бы скотчем. Понятно, что "морда лица" должна быть эстетичной, а фигура куклы не страдать от анорексии или шизофреничного воображения художника её нарисовавшего. А так, необходимы ли подставки, чтобы плоская кукла могла стоять на столе, должны ли быть прижаты к телу руки-ноги, чтоб не отрывались и нужна ли прорисованная спина - это на самом деле мелочи.
В подготовке материала использованы изображения из альбомов группы Мамина шкатулка "Бумажные куклы"