В коллекции Художественно-педагогического музея игрушки сохранилось множество листов с куклами для вырезания прошлых веков. Это не только односторонние, но и двусторонние куклы; куклы, изображающие женщин, оставивших след в истории Франции — Елизаветы Австрийской и Катрин де Клермон-Тоннер, Марии Клевской и Жоржетты де Монтеней. Листы для вырезания с комплектом одежды выпускались на рубеже веков не с одной куклой, а с несколькими на одном листе. Одежда на этих листах представляла моду начала XX века для средних классов: дённые рубашки, нижние юбки с оборками, уличная и домашняя одежда для всех куколок - увлекательное занятие для многодетного семейства. На другом листе альбома дореволюционного издания изображена девочка-подросток и ее гардероб. Тут и «танцклассные платья», и шляпы, и сумочка, и пальто с двойной пелериной, и жакет с рукавами-буф на манжетах, и платье с модным в то время большим круглым отстегивающимся воротником. Причем вся одежда прорисовала весьма педантично.
Популярные листы с куклами для вырезания, "способствующие развитию навыков ручного труда и формированию вкуса, сохранились и в 10—20-х гг. прошлого столетия". Коллекция подобных листов послереволюционного периода знакомит нас с бытом и модой. После революции "модный костюм воспринимался как абсолютно неутилитарная форма, допускающая декоративные «излишества», в разряд которых попали галстуки, ярких цветов мужские костюмы и рубашки, отделки женских платьев кружевами и рюшами. И, очевидно, шаржированная кукла-обезьяна, одетая то в костюм «туриста», то «генерала», то «американца» в цилиндре и фраке или представляющая его в женском обличье,— это реакция издателя на подобное, отношение к моде".
Поиск новой формы для обмундирования рабоче-крестьянской Красной Армии проводился по конкурсу, и художники стремились отразить в этой работе героические образы нашей истории. Поскольку многие мальчишки мечтали походить на бойцов Красной Армии, для первых пионеров был выпущен лист для вырезания с фигурками красноармейцев.
В 30-е годы на Западе, как и позже, мода испытывала большое влияние кино, особенно популярных тогда голливудских фильмов. Идеалом красоты становились знаменитые кинозвезды. "В фондах Государственной центральной театральной библиотеки сохранились выпущенные в США вырезные листы 1943—45 гг. Один из них знакомит с голливудской звездой Бетти Грейбл, начавшей свою карьеру в 14 лет и снявшейся более чем в 60 фильмах. Вырезная кукла с гардеробом вышла отдельным изданием размером 26,5х33 см. Восемь страниц этого альбома заполнены прелестными костюмами. Здесь же — сценические костюмы для куклы, одежда повседневного назначения, спортивная одежда. И, наконец, пять вечерних платьев — со множеством аксессуаров".
Другая книжка-тетрадка адресована подросткам и представляет "четырех кукол, девочек 8—10 лет (Жаннет, Бесси, Мэй и Пэтти). Высота кукол — 31 см, а само издание — размером 37х49,5 см. На трех вложенных в книжку двойных листах — домашняя, уличная одежда, костюмы и платья для разных времен года и, что особенно удивительно, обувь разного назначения, не говоря уже о шляпах, беретах, кепи, мяче и ракетке, букетиках цветов. ... А чтобы играющие могли разобраться во всем этом разнообразии — на бумажной бретельке каждого предмета отмечено, какой кукле он предназначен".
В последние годы СССР возрождается традиция выпуска листов с куклами для вырезания, хотя тематика их не столь богата по сравнению с листами, выпускаемыми в XIX веке. Есть среди них и куклы для будущих маленьких хозяек и советских модниц, куклы с комплектами одежды «Костюмы народов СССР». Большинство кукол печатается в детских журналах и специальных приложениях журналов мод, поэтому размер кукол не превышает 20 см. На этом фоне отчетливо помню пару пупсов - мальчика и девочку, высотой под 30 см. Пожалуй, детям тяжело было рисовать для них одежду - ноги у них нарисованы вместе, а руки прижаты к груди - это позволяло менять положение рук на одежде.
Новое время приносит новых героинь, новые материалы, новые идеи...