Еще в средине XVII века получили распространение красочные листы с напечатанным на них богатым гардеробом светской дамы. Так распространялась информация о моде задолго до появления первых журналов мод. Сто лет спустя, когда стали популярными игрушки из бумаги, об этих листах вспомнили. С 1790 года появляется в продаже и сразу становится чрезвычайно популярной плоская картонная кукла с гардеробом из бумаги. Ее надо было вырезать ножницами. Вот как о ней писал "Journal der Modern": "Новое, очень симпатичное изобретение - так называемые английские куклы, которые недавно получены из Лондона. Собственно, это детская игрушка для девочек, но такая привлекательная и забавная, что матери и взрослые женщины будут охотно играть ею, тем более, что здесь можно проявить свой хороший или дурной вкус в одежде или прическе, и, что существенно, - учиться. Кукла представляет собой фигуру молодой женщины, вырезанную из твердого картона, высотой около 8 дюймов (приблизительно 20 см), с просто уложенными волосами, в нижней юбке и корсете. К ней приложены 6 полных комплектов со вкусом нарисованной одежды, которая вырезается из бумаги. Это летняя и зимняя одежда, неглиже, манишка, меха, чепцы и шляпы, шубы и платья и т. п.»
Английские куклы имели богатый гардероб. Можно было менять наряды, закрепляя одежду и головные уборы с помощью бумажных полосок, которые позволяли платью держаться на фигуре. Первые наряды кукол были цельными, т.е. на одном рисунке изображался наряд целиком: все лифы, юбки, парик, украшения. Популярной была и вариативность позы куклы. Руки самой куклы изображались максимально близко к телу, за счет чего на наряде руки можно было расположить по разному. Пышные юбки тех лет также помогали в этой хитрости.
Вскоре бумажная кукла-манекен стала изображать различных популярных в ту пору личностей, исторических персонажей, знаменитых актрис. Была кукла-портрет известной французской балерины Марии Тальони. Примерно в 1850 году в Германии можно было купить куклу с лицом Женни Линд, одной из самых выдающихся певиц XIX века, называемой современниками «шведским соловьем». Портретная вырезная кукла представляла также и Фанни Эльслер — австрийскую балерину с мировым именем, выступавшую в Европе, США и в России. Куклы эти изготовлялись уже с подставкой у ножек, их можно было располагать на столе, менять на них костюмы, воображая актрису то в одной, то в другой роли.
Популярность бумажных кукол росла. В 1840 году на листах для вырезания появились даже малютки с приданым - комплектом нарядной изысканной одежды с тщательно прорисованными деталями и дополнениями. У неё был свой гороскоп. Кукла была двусторонней. Для того, чтобы изготовить ее, надо было воспользоваться не только ножницами, но и клеем. К этой маленькой кукле прилагались два платьица, два верхних наряда, слюнявчики, двусторонняя шляпка и даже два красивых детских конверта.
В американских колониях картонная кукла, известная как "многообразная изменчивая фигура", пользовалась большим спросом у людей, любящих одеваться элегантно и модно. Эти куклы, дававшие представления о последней моде, были более экономны и совершенны, чем куклы-пандоры, изготовлявшиеся в натуральную величину.
Примерно в 1870 году стали издаваться свадебные бумажные куклы, к которым прилагались разные костюмы - жениха, невесты, подружек.
В первые годы XIX столетия из бумаги делали самые разнообразные игрушки. И хоте часто век их был недолог, артистичность, с которой были выполнены вырезные куклы, поднимает эту игрушку над эфемерной бумажной забавой наших дней.
На основе статьи "Бумажные пандоры", "Журнал Мод", №1/1990.
Интересно: Кукольный ларчик: Из истории бумажных кукол